Бережливые технологии на службе новой модели организации оказания медицинской помощи

июл 29 2022

В октябре 2016 года в России стартовал пилотный проект по совершенствованию системы оказания первичной медико-санитарной помощи путем внедрения в повседневную практику медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, Lean-технологий (бережливое производство), способствующих созданию пациенто-ориентированной системы оказания медицинских услуг и внедрению благоприятной производственной среды. Через три года, в январе 2019 года, с учетом полученного опыта, началась масштабная реализация приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», являющегося одним из восьми федеральных проектов национального проекта «Здравоохранение». Нефтеюганская районная больница является участником проекта. Для его реализации были кардинально пересмотрены все производственные процессы и подходы к организации деятельности всех структурных подразделений и звеньев медицинской организации.

Реализация проекта подразумевает создание комфортной для пациентов среды, повышения качества медицинских услуг и степени удовлетворенности пациентов работой поликлиник за счет внедрения принципов «бережливого производства».

Результаты проектной деятельности уже показали свою эффективность. В поликлиниках улучшены планировочные решения для комфортного пребывания детей, сокращено время нахождения пациентов в медучреждении, появилась возможность быстро и удобно записаться к врачу, у самих врачей сокращены объемы бумажной работы за счет компьютеризации и высвободилось время для более продуктивного общения с пациентами за счет перераспределения нагрузки между врачом и медицинской сестрой. Внедрение в работу медучреждений принципов «бережливого производства» позволило переформатировать работу регистратуры поликлиник-создано отдельное закрытое картохранилище, выделен Call-центр. В поликлиниках создана простая и понятная навигация, что позволяет пациентам сокращать временные затраты на поиск нужного кабинета. Созданы игровые зоны и зоны для кормления детей, ожидающих приема.

С учетом особенностей процессов в учреждении, модернизации подверглись отделения функциональной диагностики, рентгенологическое, лабораторно-диагностическое: на каждое исследование пациент приходит по направлению строго к указанному времени. Таким образом, у граждан больше нет необходимости приходить пораньше и занимать очередь, чтобы попасть на исследование. «Реализацию проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» легкой не назовешь, но это интересная работа, эффект которой виден уже на довольно коротких отрезках времени, - отмечает заместитель главного врача по поликлиническому разделу работ Наталья Стинова. – Надо признать, его реализация в нашем учреждении подчас сопряжена с рядом объективных трудностей, таких как: нехватка медицинских специалистов, морально устаревшее помещение взрослой поликлиники, мощность которой почти в два раза отстает от сегодняшних потребностей городского поселения. Тем не менее, в рамках реализации проекта разработан план мероприятий, направленных на обеспечение потребностей пациентов, организацию медицинской помощи на основе принципов бережливого производства».